-ѕомощь новичкам

¬сего опекалось новичков: 2
ѕроверено анкет за неделю: 0
«а неделю набрано баллов: 0 (81644 место)
«а все врем€ набрано баллов: 16 (29119 место)

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Metodika

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 10.02.2010
«аписей: 4186
 омментариев: 4402
Ќаписано: 9481


ћетодика и приемы скорочтени€

—уббота, 13 ‘еврал€ 2010 г. 17:14 + в цитатник

Ћюди читают сотни веков, но только в наше врем€ остро встал вопрос о повышении скорости чтени€. ќсновной причиной этого €вл€етс€ резкое возрастание объемов информации, дл€ усвоени€ и управлени€ которыми требуетс€ и существенное ускорение освоени€ информации.

јвтор: эксперт Ёдуард ¬икентьевич ћинько, почетный работник высшего образовани€ –оссии; —анкт-ѕетербургский государственный университет аэрокосмического приборостроени€.

 ак показывают исследовани€, скорость чтени€ большинства людей, даже много читающих, колеблетс€ в пределах 500-750 зн./мин. »ллюстрацией этого факта €вл€етс€ известное высказывание великого поэта и ученого ». ¬. √ете: «Ёти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научитьс€ читать. я сам на это употребил 80 лет и все еще не могу сказать, что вполне достиг цели». Ёто еще одно свидетельство сложности и многообразности проблемы чтени€.

Ћюди читают сотни веков, но только в наше врем€ столь остро встал вопрос о повышении скорости чтени€. ќсновной причиной этого €вл€етс€ резкое, «лавинообразное» возрастание объемов информации, дл€ усвоени€ и управлени€ которыми требуетс€ и существенное ускорение освоени€ информации.

ѕрин€то выдел€ть п€ть основных недостатков традиционного метода чтени€ или факторов, затрудн€ющих ускорение чтени€.

1. –егресси€ — это непроизвольные, механические, повторные фиксации глазами одного и того же участка текста (фраз, слов, предложений). ѕри регресси€х на строке текста глаза совершают движение назад, но не в исходную точку фиксации, а только вблизи нее, ограничива€сь лишь своеобразной зоной предсказани€, в которой нет отчетливого и точного воспри€ти€ читаемой части текста. Ётот недостаток — самый распространенный. ѕри медленном чтении регрессии — довольно частые €влени€ и составл€ют обычно от 10 до 15 дл€ текста объемом в 100 слов. ≈сли возврат глаз осуществл€етс€ в результате не€сности текста, это недостаток, требующий дл€ его устранени€ определенного усили€, заставл€ющего читать дальше в надежде, что последующий текст рассеет сомнени€ и внесет €сность в воспри€тие текста. ѕовторное чтение целесообразно лишь по окончании чтени€ всего текста, что часто снимает возникшие вопросы и делает возвраты ненужными.

2. јртикул€ци€ — это движение губ, €зыка и других органов речи при чтении, которые, как показали специальные инструментальные исследовани€, даже при чтении про себ€ затормаживаютс€ лишь внешне, а на самом деле они наход€тс€ в посто€нном скрытом движении. »нтенсивность этих микродвижений артикул€торов зависит от уровн€ развити€ навыков быстрого чтени€, предусматривающего преодоление с помощью специальных приемов артикул€ции, и от уровн€ развити€ внутренней речи.

ѕод внутренней речью понимаетс€ беззвучна€ мысленна€ речь. ¬ этом случае мы мыслим, как обычно, при помощи слов, но произносим их про себ€. ¬ зависимости от степени выражени€ внутренн€€ речь подраздел€етс€ на развернутую и сокращенную. ѕри медленном чтении возникает развернута€ внутренн€€ речь — своеобразное внутреннее говорение, протекающее с такой же скоростью, с какой мы читаем текст вслух. ѕри таком чтении читают не столько глазами, сколько «ушами и губами», так как считываема€ информаци€ передаетс€ в мозг, где она обрабатываетс€ с участием речеслухового канала, пропускна€ способность которого во много раз меньше зрительного. ѕривычка проговаривать текст сформирована у большинства читающих в детстве, когда учатс€ читать: сначала слово произноситс€ по буквам, потом по слогам и, наконец, вслух целиком.

3. ћалое поле зрени€, под которым понимаетс€ участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгл€да. ѕри традиционном чтении, когда воспринимаютс€ буквы, слова, в лучшем случае несколько слов, поле зрени€ очень мало, вследствие чего глаза делают много лишних скачков и фиксаций (остановок), что прин€то называть дроблением взгл€да. „ем шире поле зрени€, тем меньше становитс€ таких остановок, а в итоге чтение эффективнее. ѕри быстром чтении за одну фиксацию взгл€да воспринимаютс€ не два-три слова, а вс€ строка, целое предложение, иногда и весь абзац.

—ущественно снижает скорость чтени€ и так называемое сканирование, т. е. непроизводительный переход глаз от конца каждой прочитанной строки к началу новой, как это происходит при телевизионной развертке изображени€. ѕри таких переходах не только тер€етс€ врем€, но и быстрее устают глаза. ѕри быстром чтении движение глаз более экономно, поскольку чтение осуществл€етс€ вертикальным движением глаз, сверху вниз по центру страницы с охватом полем зрени€ ширины всей страницы, строк, абзацев.

4. ќтсутствие гибкой стратегии чтени€ — значительное преп€тствие в ускорении чтени€. √лавное в проблеме быстрого чтени€ — не столько устранение рассмотренных факторов, св€занных с механизмами речи и движением глаз, сколько изменение работы механизмов мозга, управл€ющих чтением и обеспечивающих получение значимой информации благодар€ правильному выбору стратегии смыслового воспри€ти€ текста. “а или ина€ скорость и техника чтени€ подчин€ютс€ прежде всего цел€м, задачам и тем установкам, которые читатель ставит перед собой. ќтсутствие эффективной стратегии чтени€ €вл€етс€ серьезным преп€тствием в ускорении чтени€.

5. ќтсутствие внимани€ €вл€етс€ одновременно и причиной и следствием замедленного чтени€, снижени€ понимани€ и запоминани€ текста. ѕереключение мыслей на посторонние предметы, звуки и мысли снижает интерес к чтению, затрудн€ет понимание прочитанного и вынуждает перечитывать текст или его отрывок заново. ѕоэтому дл€ ускорени€ чтени€ чрезвычайно важным €вл€етс€ тренировка внимани€ и одновременное создание условий, снижающих или устран€ющих отвлечение внимани€.

ќсновные способы чтени€ и нормативы их скорости

¬ зависимости от поставленной цели различают и используют различные способы чтени€, среди которых основными €вл€ютс€ следующие.

”глубленное — при котором обращаетс€ внимание на детали, производитс€ их анализ и оценка. ќбычно такое чтение называют аналитическим, критическим, творческим, и оно считаетс€ лучшим при изучении учебных дисциплин. ќбучающиес€ при этом читают текст, опира€сь на свой макроконтекст и приобретенные ранее знани€, и на этой основе творчески осмысливают прочитанное, наход€т в нем новое дл€ себ€, самосто€тельно формулиру€ выводы, что позвол€ет легче восприн€ть и запомнить прочитанный новый материал.

Ѕыстрое чтение — это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного и выполн€емое нетрадиционными методами, значительно ускор€ющими процесс чтени€ при достаточно полном понимании прочитанного текста. Ѕыстрое чтение — не поверхностное чтение «по диагонали», как его иногда ошибочно трактуют те, кто не знаком с его сущностью и механизмом, а активный созидательный пон€тийный процесс, в ходе и в результате которого читатель анализирует факты, суждени€, производит синтез отдельных пон€тий, закладыва€ фундамент нового знани€. ¬от почему разработка методики обучени€ быстрому чтению и ее активное использование требуют не только решени€ задач управлени€ некоторыми речевыми, слуховыми и зрительными анализаторами, но и разработки системы алгоритмов умственной де€тельности, т. е. операций извлечени€ и обработки необходимой и достаточной дл€ читател€ информации, заложенной в тексте.

ѕрофессиональные (научные, технические, экономические и др.) тексты стро€тс€, как правило, по законам логики. ћетоды быстрого чтени€ потому и обеспечивают высококачественное усвоение прочитанного, что используют эти законы при извлечении смысловой информации из исходного текста. Ѕыстрое чтение при высоком уровне его освоени€ частично переходит в углубленное чтение.

ѕанорамное быстрое — это результат дальнейшего совершенствовани€ техники быстрого чтени€. »спользу€ специальные тренировочные упражнени€ с таблицами (цифровыми, буквенными или графическими), обучающийс€ добиваетс€ значительного увеличени€ оперативного пол€ зрени€. ¬озникает эффект разведени€ зрительных осей глаз, за счет чего значительно повышаютс€ скорость чтени€ и качество усвоени€ прочитанного.

¬ыборочное чтение — это разновидность быстрого чтени€, при котором читаютс€ избирательно отдельные разделы текста. ¬ этом случае читатель как бы видит все и ничего при этом не пропускает, но фиксирует внимание только на тех аспектах, которые ему необходимы. Ётот метод часто используетс€ при вторичном чтении информационного источника после его предварительного просмотра. ѕри этом скорость такого чтени€ значительно выше скорости быстрого чтени€, поскольку страницы листают до тех пор, пока не отыщетс€ нужный раздел, который и читают углубленно.

„тение-просмотр используетс€ дл€ предварительного ознакомлени€ с источником информации. ѕри таком чтении этот источник беретс€ в руки, бегло просматриваетс€ предисловие, по оглавлению отыскиваютс€ наиболее важные положени€ автора, по которым можно предположительно судить об основном содержании источника, просматриваетс€ заключение и на основании этих действий делаетс€ общий вывод о полезности и ценности дл€ читател€ этого источника информации и целесообразности более подробного ознакомлени€ с ним.

„тение-сканирование — это быстрый просмотр источника информации с целью поиска фактографической информации (фактов, цифр, слов, фамилий и т. п.). „еловек, умеющий читать быстро, выполн€ет этот поиск в 2-3 раза быстрее читающего традиционно. Ётот способ требует тренировки зрительного аппарата и особенно периферического зрени€, что позвол€ет при беглом взгл€де на страницу текста быстро увидеть нужные сведени€.

ќсновные услови€ и правила освоени€ приемов быстрого чтени€

ѕри проведении зан€тий по освоению методов, техники и приемов быстрого чтени€ необходимо выполн€ть р€д условий.

1. ќсвоение методов и приемов быстрого чтени€ — процесс приобретени€ новых навыков умственной де€тельности. ќб€зательное условие успешности самосто€тельного обучени€ — его непрерывность, регул€рность зан€тий, полнота и систематичность выполнени€ всех упражнений. ѕериод зан€тий следует спланировать так, чтобы на прот€жении всего времени (а цикл тренировок занимает обычно дес€ть-двенадцать недель, т. е. 2.5 — 3 мес€ца) выдел€ть ежедневно дл€ тренировок час-полтора.

¬есьма желательным компонентом обучени€ €вл€етс€ проведение в период зан€тий саморегулировани€ аутогенной тренировки, представл€ющей собой научную психологическую дисциплину, методику самовнушени€, котора€ позвол€ет посредством психических процессов, прежде всего представлени€, внимани€ и эмоциональных состо€ний, вли€ть на де€тельность органов, управл€емых вегетативной нервной системой, т. е. регулирующих де€тельность всех органов человека и обмен веществ.

¬ процессе обучени€ быстрому чтению роль представлений, внимани€ и эмоционального состо€ни€ исключительна велика.

„тение в значительной степени — процесс подсознательный, т. е. больша€ часть механизмов психической де€тельности, сопровождающих чтение и регулирующих его эффективность, управл€етс€ подсознанием. ƒостижени€ психологии свидетельствуют о том, что управл€ть этими процессами — задача реальна€. –азработан комплекс упражнений, обеспечивающих обучение на подсознательном уровне, в р€ду которых важна€ роль принадлежит аутогенной тренировке, котора€, как показали сравнительные исследовани€, на 40% повышает эффективность обучени€ быстрому чтению. ¬ св€зи с этим весьма желательно хот€ бы элементарное владение техникой аутогенной тренировки, которую можно освоить по имеющейс€ литературе или пройд€ соответствующие курсы.

2. —ознательное освоение упражнений и осознанное участие в изменении тех процессов, которые св€заны с умственными действи€ми. „итать быстро, усваивать полно и глубоко прочитанное без познани€ сути процессов самого чтени€ невозможно, и поэтому методы, основанные только на использовании приборов, чаще всего имеют ограниченную эффективность. ќни тренируют только следственные факторы (движение глаз, периферические механизмы речи и слуха) и оказывают слабое воздействие на мозговые центры, управл€ющие процессами чтени€. ѕоэтому результаты такого обучени€ поверхностны и созданный с их помощью неустойчивый стереотип чтени€ разрушаетс€ довольно быстро.

3. ѕостепенность наращивани€ скорости и приобретени€ навыков, от легкого к трудному, от традиционного к нетрадиционному. ѕереходить к следующему упражнению нужно только тогда, когда устойчиво освоены предыдущие.

4. –абочее место, режим зан€тий должны быть хорошо организованы, что подразумевает выполнение р€да требований.

  • –абота должна выполн€тьс€ в одно и то же врем€.
  • ѕродолжительность каждого зан€ти€ должна составл€ть час-полтора.
  • –абочее место должно быть хорошо освещено и не иметь ничего лишнего.
  • Ќеобходимо соблюдать правила гигиены умственного труда.
  • –екомендуетс€ читать не только в положении сид€, но и (преимущественно) в положении сто€, размеща€ книгу на наклонной поверхности.
  • ¬о врем€ зан€тий полезно делать небольшие перерывы, давать отдых глазам, выполн€ть легкие физические упражнени€.

ѕомните о том, что спокойна€, тиха€ музыка создает благопри€тные услови€ как дл€ работы, так и дл€ отдыха, а комплекс аутогенных упражнений способствует лучшему освоению приемов быстрого чтени€ и сн€тию возникающих психических нагрузок.

ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку